Скачать Труды МИЭА выпуск 9

Скачать Труды МИЭА выпуск 9

Статья 1
УДК 621.391.14
ИЗМЕРЕНИЕ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА НАД УРОВНЕМ МОРЯ (РЕЖИМ QNH) ПО СИГНАЛАМ БОРТОВЫХ ДАТЧИКОВ

О. А. БАБИЧ, д. т. н., профессор,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5
В статье рассматривается автономный (без сообщений наземных служб) способ определения текущей высоты полета с начальным отсчетом от среднего уровня моря (QNH-высоты). Датчиками исходной информации являются бортовые приборы — спут¬никовой навигационный приемник и система воздушных сигналов. Предполагается, что приемник из-за плохих условий приема может работать в прерывистом режиме, когда сбои и паузы в его работе могут достигать единиц минут.
Ключевые слова: геодезическая (эллипсоидальная) высота, нормальная высота, геопотенциальная (динамическая) высота, барометрическая высота, спутниковый навигационный приемник, система воздушных сигналов.
Литература
1. Word Geodetic System 1984, National Imagery and Mapping Agency, USA, 2000.
2. Бабич О. А. Обработка информации в навигационных комплексах. М.: Машиностроение, 1991.- 512 с.
3. Wide-Area Augmentation System Performance Analysis Report, faa.gov/reports, 2008
4. Помыкаев И. И., Селезнев В. П., Дмитроченко Л. А. Навигационные приборы и системы. М: Машиностроение, 1983. – 456 с.
5. Altimeter Setting Procedures. faa.gov/air_traffic/publications
6. Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов. Л : Физматгиз, 1962. – 362 с.

MEASUREMENT OF THE QNH-ALTITUDE BY MEANS OF ONBOARD SENSORS SIGNALS
O. A. BABICH, Dr. Sc. in Engineering, professor
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
An autonomous (i.e. without connections with earth radio-stations) method of measurement of the QNH-Altitude is presented in this paper. Onboard devises: a satellite navigation receiver and an air-data system – give information to the proposed algorithm. It is assumed, that the receiver signal may be broken periodically off because of bad air or local conditions for somewhat minutes.
Keywords: ellipsoidal height, normal height, height anomaly, dynamic height, elevation, barometric height, altitude, satellite radio navigation receiver, air-data system

Статья 2
УДК 629.7.05
ЦИФРОВОЙ НЕРЕКУРСИВНЫЙ ФИЛЬТР С ЛИНЕЙНОЙ ИМПУЛЬСНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ В ЗАДАЧЕ СГЛАЖИВАНИЯ ШУМОВ СИГНАЛОВ САУ

В. Е. КУЛИКОВ, д. т. н., профессор,
Д. Б. ЮРЧЕНКО,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Предложен подход к расчету цифрового нерекурсивного фильтра в варианте формирования его линейной импульсной характеристики по заданным параметрам синтезируемого фильтра нижних частот в задаче сглаживания зашумленных входных сигналов системы автоматического управления самолета. Частотные и стохастические свойства полученного фильтра исследованы в полосе пропускания с помощью соответствующих характеристик аппроксимирующих непрерывных звеньев. При таком представлении обнаружен эффект несоответствия между амплитудной и частотной характеристиками исследуемого фильтра в смысле классического понимания минимально-фазовой связности устойчивой линейной динамической системы. Рассмотренный цифровой фильтр обладает меньшим фазовым запаздыванием по сравнению с его непрерывным аналогом, имеющим одинаковую с ним амплитудно-частотную характеристику. Получено выражение для оценки подавления фильтром входного случайного шума по среднеквадратическому отклонению выходного случайного процесса.
Ключевые слова: дискретизация, нерекурсивный фильтр, линейная импульсная характеристика, частотные характеристики, фазовое запаздывание, стохастические свойства.
Литература
1. Атабеков Г. И. Основы теории цепей. Учебник для вузов. М., «Энергия», 1969. — 424 с.
2. Лэм Г. Аналоговые и цифровые фильтры.- М.: Мир,1982. — 592 с.
3. Кочетков Ю. А. Основы автоматики авиационного оборудования. М.: ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 1995. — 574 с.
4. Дж. Бокс, Г. Дженикс. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. Вып.1/ Перевод с англ. А. Л. Левишина. Под ред. В. Ф. Писаренко.- М.: Мир, 1974. — 406с.
5. Мишулина О. А. Статистический анализ и обработка временных рядов. — М.: МИФИ, 2004. — 180с.
6. Гольденберг Л. М. и др. Цифровая обработка сигналов: Учеб. Пособие для вузов/ Л.М. Гольденберг, Б.Д. Матюшкин, М.Н. Поляк.-2-изд., перераб. и доп. –М.: Радио и связь,1990.- 256с.
7. Карташев В. Г. Основы теории дискретных сигналов и цифровых фильтров: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. школа,1982.- 109с
8. Оппенгейм А. В., Шафер Р. В. Цифровая обработка сигналов: Пер. с англ./ Под ред. С. Я. Шаца. – М.: Связь,1979.-416с.
9. Гольденберг Л. М. и др. Цифровая обработка сигналов: Справочник /Л.М. Голь-денберг, Б.Д. Матюшкин, М.Н. Поляк.– М.: Радио и связь,1985.-312с.
10. Микропроцессорные автоматические системы регулирования. Основы теории и элементы: Учеб. пособие/ В.В. Солодовников, В. Г. Коньков, В. А. Суханов, О. В. Шевяков. Под ред. В. В. Солодовникова. — М.: Высш. шк.,1991. 225с.
11. Линник Ю. В. Метод наименьших квадратов и основы математико-статистиче-ской теории обработки наблюдений. — 2-е изд. — М., 1962.
12. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление для втузов, т.1: Учебное пособие для втузов.-13-е изд.- М.: Наука. Главная редакция физико-ма¬тематической литературы,1985.- 432с.
13. Прэтт У. Цифровая обработка изображений: Пер. с англ. -М.: Мир, 1982.- Кн.1.- 312 с.
14. Хемминг Р. В. Цифровые фильтры. Пер. с англ./ Под ред. А. М. Трахтмана. – М.: Сов. радио,1980.- 224с.
15. Гоноровский И. С. Радиотехнические цепи и сигналы: Учебник для вузов.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Радио и свяь.1986.- 512 с.
16. Бессекерский В. А., Попов Е. П. Теория автоматического управления, изд. третье, испр..М.: Наука, гл. ред-ция физ.-матем. лит-ры.,1975. – 768 с.
17. Вентцель Е. С. Теория вероятностей. М.: Наука, Главн. ред. физ.-мат. лит-ры, 1969. – 576 с.
18. Автоматическое управление. Ройтенберг Я. Н., Изд-во «Наука», Главная редакция физико-математической литературы, М., 1971, 396 с.

DIGITAL LINEAR FINITE IMPULSE RESPONSE FILTER FOR SMOOTHING NOISY SENSOR DATA FROM AUTOPILOT SYSTEM INPUT
V. KULIKOV, D. Sс. in Engineering, professor,
D. YURCHENKO
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia

For resolving problem of filtering noisy sensor data from autopilot system input proposed to use finite impulse response (FIR) filter by forming linear pulse characteristic for it using defined low-pass filter. Frequency and stochastic properties of a derived filter are analyzed in a pass-band using corresponding characteristics of approximating continious links. In a such representation, a discrepancy between magnitude and frequency response (the classical meaning of an minimum-phase connectedness of stable linear dynamic system) of an analyzed filter was found. This digital filter has a smaller phase delay comparing to its continuous analogue with a same magnitude-frequensy characteristic. The suppression of input random noise with standard deviation of an output random process data evaluation Expression is proposed.
Keywords: discretization, nonrecursive filter, linear pulse charecteristic, frequency characteristics, phase delay, stochastic characteristics.

Статья 3
УДК 629.7.052
ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ СТРАНИЦ ДЛЯ САМОЛЕТА МС-21, ОСНОВАННАЯ НА РЕКОМЕНДАЦИЯХ ARINC 661 И ВОЗМОЖНОСТЯХ SCADE DISPLAY

Н. А. КОЗАНКОВА, к. т. н.,
В. Т. СТРЕЛКОВ, к. т. н.,
Д. А. ИВЧЕНКОВ, к. т. н.,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

В статье рассматривается концепция построения человеко-машинного интерфейса, основанная на рекомендациях ARINC 661 и возможностях SCADE Display. Приводятся примеры построения навигационных страниц функционального программного обеспечения навигации и самолетовождения на многофункциональных индикаторах.
Ключевые слова: человеко-машинный интерфейс, навигационные страницы.
Литература
1. Козарук В. В., Ребо Я. Ю. Навигационные эргатические комплексы самолетов. М.: Машиностроение, 1986.
2. Раскин Джеф. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем. Санкт-Петербург. Символ-Плюс, 2003.
3. ARINC 661. Интерфейс систем индикации кабины с системами-поль¬зователями, 2009.
4. Р4754. Руководство по процессам сертификации высокоинтегриро¬ванных сложных бортовых систем воздушных судов гражданской авиации, 2007.
5. КТ-178С. Квалификационные требования. Вопросы программного обеспечения при сертификации бортовой аппаратуры и систем, 2011.
6. ARINC 739. Многоцелевой блок управления и индикации, 1998.
7. ARINC 702A. Авиационный справочник. Перспективная вычисли¬тельная система самолетовождения, 2003.

LOGIC FOR BUILDING MC-21 AIRCRAFT NAVIGATION PAGES BASED ON ARINC 661 RECOMMENDATIONS AND SCADE DISPLAY CAPABILITIES

N. A. KOZANKOVA, PhD in Engineering,
V. T. STRELKOV, PhD in Engineering,
D. A. IVCHENKOV, PhD in Engineering,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
In this article, we look into the concept of building HUD based on ARINC 661 recommendations and SCADE Display capabilities. Examples for bulding navigation pages for functional navigation & pilotage software on multifunctional indicators are included.
Keywords: human interface device, navigation pages.