Скачать Труды МИЭА выпуск 3

Скачать Труды МИЭА выпуск 3

Статья 1
УДК 681.5.50.43.19
НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ «ИЗМЕРЕНИЯ» МАЛЫХ РИСКОВ В ЗАДАЧАХ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЙ К БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ НОРМАМ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

А. Г. КУЗНЕЦОВ, к. т. н.,
Л. Н. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, д. т. н., профессор
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»,
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Оценивание сверхмалых значений рисков (10-5 ÷ 10-8) является сравнительно новой задачей математической статистики, появившейся с возникновением и развитием новой теоретической дисциплины — вероятностного анализа безопасности. Анализ классических трудов по математической статистике (Крамер, Кендал, Стьюарт, Уилкс, Пирсон, Джонсон, Колмогоров и др.) показал, что все известные методы анализа эмпирических законов распределения вероятностей оперируют с выборками объектов несколько сотен и применимы для анализа долей распределений в интервале 0,01 ÷ 0,99. Ниже рассматриваются особенности, возникающие при работе с большими объемами выборок (n = 100 000 ÷ 1 000 000), полученных при статистическом моделировании задач оценки безопасности автоматической посадки самолетов по III категории ИКАО, и выданы рекомендации по обоснованию необходимых объемов статистических испытаний и построению процедур оценивания вероятностных показателей безопасности.
Ключевые слова: летная годность, методы измерения малых рисков, автоматическая посадка, эмпирические законы распределения вероятностей
Airworthiness, methods of small risks measurement, automatic landing, probabilities distribution empirical laws
Литература
1. Дейвид Г. Порядковые статистики. – М.: Наука, 1979.
2. Кендалл М. Дж., Стьюарт А. Теория распределений. – М.: Наука, 1966.

NONPARAMETRIC METHODS OF SMALL RISKS ‘MEASUREMENT’ IN AIRWORTHINESS STANDARDS CONFORMITY EVALUATION PROBLEMS FOR THE AUTOMATIC LANDING SAFETY REQUIREMENTS

A. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
L. N. ALEKSANDROVSKAYA, D. Sc. in Engineering, prof.
Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC, Moscow, Russia.
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia

Evaluation of ultra-small values of risks (10-5 ÷ 10-8) is rather a new problem in mathematical statistics which has appeared with the occurrence and development of a new theoretical discipline — the probabilistic safety analysis (PSA). The study of classical works on the mathematical statistics (Kramer, Kendal, Stuart, Wilks, Pirson, Johnson, Kolmogorov, etc.) has shown, that all known methods of probabilities distribution empirical laws analysis are operating with some hundreds of objects samplings and are applicable to analyse distributions shares in 0,01 ÷ 0,99 interval. The article considers the specifics, arising when operating on large volumes of samplings (n = 100 000 ÷ 1 000 000), obtained during the statistical modeling of aircraft ICAO Cat. III automatic landing safety estimation problems and gives out recommendations on the reasoning of the necessary statistical tests volumes and safety probability measures estimation procedures design.

Keywords: airworthiness, methods of small risks measurement, automatic landing, probabilities distribution empirical laws

Статья 2
УДК 681.5.50.43.19
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ «ИЗМЕРЕНИЯ» МАЛЫХ РИСКОВ В ЗАДАЧАХ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЙ К БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОСАДКИ САМОЛЕТОВ НОРМАМ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ

А. Г. КУЗНЕЦОВ, к. т. н.,
Л. Н. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, д. т. н., профессор
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»,
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

В отличие от непараметрических методов измерения рисков, не требующих знания законов распределения вероятностей и связанных с необходимостью получения больших объемом выборки, параметрические методы являются более экономными, однако требуют решения задачи подбора распределений, аппроксимирующих экспериментальные данные. Подбор аппроксимирующего распределения по экспериментальным данным является одной из самых сложных задач математической статистики. При этом необходимость аппроксимации ненаблюдаемых «хвостов» распределений и невозможность экспериментальной проверки адекватности выбранной статистической модели измерений вызывает дополнительные трудности.
Ключевые слова: летная годность, методы измерения малых рисков, автоматическая посадка, аппроксимирующие распределения
Airworthiness, methods of small risks measurement, automatic landing, approximating distributions
Литература
1. Кузнецов А.Г., Александровская Л.Н. Непараметрические методы «измерения» малых рисков в задачах оценки соответствия требований к безопасности автоматической посадки самолетов нормам летной годности. Публикуется в настоящем сборнике.
2. Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем. – М.: Мир, 1980.
3. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. – М.: Наука, 1983.
4. Крюков С.П., Бодрунов С.Д., Александровская Л.Н., Аронов И.З., Захаревич А.П., Кузнецов А.Г., Кушельман В.Я. Методы анализа и оценивания рисков в задачах менеджмента безопасности сложных технических систем. – Спб.: Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», 2007.
5. Хан Г., Шапиро С. Статистические модели в инженерных задачах. – М.: Мир, 1969.
6. Кендалл М. Дж., Стьюарт А. Теория распределений. – М.: Наука, 1966.

PARAMETRICAL METHODS OF SMALL RISKS ‘MEASUREMENT’ IN AIRWORTHINESS STANDARDS CONFORMITY EVALUATION PROBLEMS FOR THE AUTOMATIC LANDING SAFETY REQUIREMENTS

A. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
L. N. ALEKSANDROVSKAYA, D. Sc. in Engineering, prof.
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC, Moscow, Russia.
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia

Contrary to nonparametric risks measurement methods, which do not demand the knowledge of probabilities distribution laws and need to obtain large volume samplings, the parametrical methods are more economic, however they demand to solve the distributions approximating experimental data fitting problem. The fitting of approximating distribution for experimental data is one of the challenges of mathematical statistics. Thus, the necessity of not observable distributions «tails» approximation and the impossibility of the chosen measurements statistical model experimental verification cause additional difficulties.
The article presents the results of studies on approximating distributions fitting and gives out recommendations on their efficient use.
Keywords: airworthiness, methods of small risks measurement, automatic landing, approximating distributions

Статья 3
УДК 629.735
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕМОНСТРАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СТЕНД КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

А. Г. КУЗНЕЦОВ, к. т. н.,
О. Б. КЕРБЕР, к. т. н.,
И. Р. НЕВСКАЯ, к. т. н.,
И. Ю. КАСЬЯНОВ,
Д. М. ДЕМИДОВ,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»,
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Рассматриваются назначение, принципы построения, решаемые задачи, структурный и функциональный состав многорежимного стенда комплексирования пилотажно-навигационного оборудования (ПНО). Стенд разработан и построен в Московском институте электромеханики и автоматики (ОАО «МИЭА»). Стенд обеспечивает исследование и отработку вновь создаваемого или модернизируемого ПНО в динамических режимах полунатурного моделирования и статических режимах комплексирования.
Структура, способ реализации и программно-математическое обеспечение вычислительной системы стенда, обеспечивающей полунатурные испытания ПНО, позволяют отрабатывать режимы автоматизированного и автоматического пилотирования и самолетовождения на всех этапах полета самолетов гражданской авиации (ГА) – от взлета до посадки по всем категориям ICAO, во всех регионах земного шара и в любых метеоусловиях.
Ключевые слова: комплексирование ПНО, полунатурное моделирование, многофункциональный стенд.
Литература
1. Борисов В.Г., Кербер О.Б., Начинкина Г.Н. и др. Разработка многофункционального компьютерного стенда для исследования, проектирования и испытаний систем автоматического управления полетом. // Авиакосмическое приборостроение. № 5. 2002. М.: «Научтехлитиздат», с.46-55.
2. Невская И.Р., Демидов Д.М. Принципы построения многофункционального стенда исследования и комплексирования бортового оборудования самолетов. // Международная научно-техническая конференция «Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества» Тезисы. М.: МГТУ ГА, 2008, с. 100.
3. Кузнецов А.Г., Невская И.Р., Касьянов И.Ю. Задачи и структура многофункционального стенда интеграции пилотажно-навигационного оборудования. // Научный вестник МГТУ ГА № 148, серия «Авиационные электросистемы и авионика». М.: МГТУ ГА, 2009, с.41-48.
4. Невская И.Р. Аспекты разработки электронного средства обучения вычислительной системы самолетовождения. // Сборник трудов Международного симпозиума «Аэрокосмические приборные технологии», С-П.: ГУАП, 2004, с.56-59.
5. Бюшгенс А.Г., Брагазин В.Ф. Квазистатическая модель работы автомата торможения авиационных колес для задач математического и полунатурного моделирования. // Труды ЦАГИ, вып. 2280, 1985.

THE MULTIFUNCTIONAL DEMONSTRATION-RESEARCH BENCH FOR FLIGHT-AND-NAVIGATION EQUIPMENT INTEGRATION
A. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
O. B. KERBER, PhD in Engineering,
I. R. NEVSKAYA, PhD in Engineering,
I. J. KASYANOV,
D. M. DEMIDOV,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC, Moscow, Russia.
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia

The paper considers designation, design concept, problems solved, structural and functional composition of the multimode bench for flight-and-navigation equipment (PNO) integration.
The bench is developed and constructed at the Moscow Institute of Electromechanics and Automatics (‘MIEA’ JSC «). The bench provides testing and debugging of new or upgraded PNO in semi natural simulation dynamic modes and integration static modes.
The structure, way of implementation and software of the bench computer system, which provides PNO semi natural tests, allow to debug the modes of the automated and automatic flying and flight management at all civil aircraft flight phases – from take-off to landing through all ICAO categories, in all regions around the world and in all weather conditions.
Кeyword: PNO integration, semi natural simulation, multifunctional bench.

Статья 4
УДК 629.73.02; 681.5.01

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ АЛГОРИТМОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ МАНЕВРЕННЫХ САМОЛЕТОВ

В. Г. БОРИСОВ, к. т. н.,
Г. Н. НАЧИНКИНА,
А. М. ШЕВЧЕНКО, к. т. н.,
Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук (ИПУ РАН), Москва, Россия.

Энергетический подход является методологической базой для проектирования систем управления подвижными объектами с повышенными требованиями к качеству управления. Энергетическая система и её модифицированный вариант обеспечивают высокие пилотажные характеристики самолетов разных классов в условиях предельных ветровых возмущений, крутых глиссад и отказа двигателя. Однако подвижные объекты с сильно меняющимися свойствами требуют настройки параметров системы управления. Для оптимизации параметров развита версия модального метода, позволяющая получить однозначное решение матрицы коэффициентов обратной связи за один вычислительный цикл без использования итеративных процедур. Приведены результаты моделирования динамики маневренного высокоскоростного самолета во всей эксплуатационной области полетов.
Ключевые слова: алгоритмы управления полетом, энергетический подход, модальный метод.
Литература
1. Advanced Guidance and Control–Operational and Safety Benefits. // Final report
DOT/FAA/AR-08/27 Air Traffic Organization Operations Planning Office of Aviation Research and Development Washington, DC 20591. – June 2008.
2. Natchinkina G., Shevtchenko A., Energy Approach to Control of Vehicle Motion, //International Conf. Current Problems of Fundamental Sciences, CPFS’94, Moscow, Russia, Jan. 24-28, 1994.
3. Kurdjukov A.P., Nachinkina G.N., Shevtchenko A.M. Energy approach to flight control.
//AIAA Conf. Navigation, Guidance & Control. Boston, 1998. AAIA Paper 98-4211
4. Борисов В.Г., Начинкина Г.Н., Шевченко А.М. Энергетический подход к управлению полетом. // Автоматика и телемеханика. 1999. № 6. С. 59-70.
5. Павлов Б.В., Шевченко А.М., Начинкина Г.Н. Энергетический подход и его использование для проектирования систем управления полетом. // Российско-американский научный журнал «Актуальные проблемы авиационных и аэро-космических систем», вып. 2 (16), том 8, 2003. С.24-43.
6. Psiaki M.L., Stengel R.F. Optimal Aircraft Performance During Microburst Encounter //
J. Guidance, Control and Dynamics. – 1991. – V.14. No.2. P. 440-446.
7. Борисов В.Г., Начинкина Г.Н., Шевченко А.М. Модальный метод оптимизации энергетической системы управления полётом летательных аппаратов. // Проблемы управления. 2008. № 6. С. 74-80.
8. Borisov V.G., Shevchenko A.M.. Design Technique for High-quality Flight Control System // IFAC Workshop «Aerospace Guidance, Navigation and Flight Control Systems» (AGNFCS’ 09), Preprints. Samara, Russia, 2009. CD-ROM, 5 pages.

A DESIGN TECHNIQUE OF FLIGHT CONTROL ALGORITHMS FOR AGILE AIRCRAFT
V. G. BORISOV, PhD in Engineering,
G. N. NACHINKINA,
A. M. SHEVCHENKO, PhD in Engineering,
The Institute of Control Sciences, RAS, Moscow, Russia.

The energy approach is a methodological base for control systems design of mobile objects with high standards of control quality. However the mobile objects with greatly variable characteristics demand adjustment of control system parameters. To optimize the performance (parameters) there had been developed a modal method version, providing a single valued solution of a feedback factor matrix in one computation cycle without the use of iterative procedures. The results of agile high-speed aircraft modeling in entire flight envelope are quoted.
Keywords: flight control algorithms, energy approach, modal method

Статья 5
УДК 629.7.05.07
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЛАНА САМОЛЕТА

П. Е. ДАНИЛИН к. т. н., доцент
Е. В. КОЧНЕВА, к. т. н., доцент
А. Г КУЗНЕЦОВ к. т. н.,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Формирование плана полета относится к общим задачам воздушных судов
(ВС) гражданского и военного назначения. Этот модуль предназначен для обеспечения пилота быстрыми и эффективными средствами создания плана полета и его модификации по требованию службы УВД (управление воздушным движением). Разделение на горизонтальные и вертикальные аспекты плана полета имеет свои особенности, а выдерживание пространственной траектории требует согласованных мероприятий между вычислительной системой самолетовождения (ВСС) и системой автоматического управления (САУ).
Горизонтальные аспекты формирования траектории определяют траекторию от пункта вылета до пункта назначения. В общем виде функция формирования плана полета позволяет создать безразрывную пространственную траекторию. В статье рассмотрен пример составления плана полета для конкретной трассы и приведены варианты его возможных модификаций.
Ключевые слова: план полета

HORIZONTAL ASPECTS OF THE FLIGHT PLAN GENERATION
P. E. DANILIN, PhD in Engineering,
E. V. KOCHNEVA, PhD in Engineering,
А. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC, Moscow, Russia.
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
Flight plan generation is classified as a common problem for civil and military aircraft.
The module is intended to provide the pilot with a smart and effective means for the flight plan development and updating on demand of the ATC (air traffic control) service. The flight plan partitioning into horizontal and vertical aspects has unique features, and 3D-trajectory holding demands the flight management computing system (FMCS) and automatic flight control system (AFCS) coordinated actions to set and control the parameters.
Horizontal aspects of the trajectory generation define the trajectory as a geographically ground-fixed line from the take-off to the destination point. In a general view, flight plan generation function allows to design a continuous trajectory between the planned taking-off and flight termination in horizontal and vertical planes. The article considers an example of flight planning for a specific air path and presents its possible modification options.
Keywords: flight plan

Статья 6
УДК 629.7.05.07
СТРУКТУРА ПРОГРАММНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

В. В. ГРОШЕВ, к. т. н.,
Н.А. ЗАЙЦЕВА, д. т. н., профессор
А.Г КУЗНЕЦОВ, к. т. н.,
В.Т. СТРЕЛКОВ, к. т. н., доцент
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Программно-математическое обеспечение вычислительной системы самолетовождения (ПМО ВСС) реализует решение задач в соответствии с требованиями технических заданий на соответствующие изделия. При проектировании ПМО аппаратуры ВСС используется модульно-иерархический принцип построения. Для реализации этого принципа ПМО разбивается на модули, каждый из которых выполняет законченную функцию и обменивается с взаимодействующими модулями строго определенным набором параметров, что позволяет обеспечить гибкую и «безболезненную» модификацию. Программное обеспечение включает специальное (бортовое) ПО и общее (внешнее) ПО. В статье приведен общий перечень задач, решаемых ВСС, из которых выделена базовая часть, характерная для ВСС различного назначения, и модули, решающие опционные и специальные задачи.
Ключевые слова: программно-математическое обеспечение, вычислительная система самолетовождения
Литература
1. Doc 9750. Глобальный аэронавигационный план. Издание третье, 2007. Doc 9750,
AN/963, Международная организация гражданской авиации.
2. Doc 4444. Организация воздушного движения. Правила аэронавигационного обслуживания. Издание пятнадцатое, 2007. Международная организация гражданской авиации. ATM/501.

THE ARCHITECTURE OF FLIGHT MANAGEMENT COMPUTING SYSTEM SOFTWARE
V. V. GROSHEV, PhD in Engineering,
N. A. ZAYTSEVA, D.Sc. in Engineering, professor
А. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
V. Т. STRELKOV, PhD in Engineering
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
The software (SW) of the flight management computing system (FMCS) provides the tasks solution in compliance with technical design specifications of the respective products. The FMCS SW design is based on the modular-hierarchical concept. To implement the concept, the SW is partitioned into modules, each carrying out a definite function and exchanging a rigidly defined package of parameters with the interacting modules, thus providing a flexible and «painless» modification. The software includes customized (airborne) SW and common (external) SW. The article presents a generalized list of tasks solved by FMCS with allocation of the core part, common to various FMCS applications, and the modules for optional and special tasks solution from it.
Ключевые слова: software, flight management computing system

Статья 7
УДК 629.7.05.07
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ПОЛЕТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ

М. Р. АЛКИНА,
П. Е. ДАНИЛИН к. т. н., доцент
И. В. КАЛИНИНА к. т. н., доцент
А. Г. КУЗНЕЦОВ к. т. н., доцент
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Вертикальные аспекты формирования траектории определяют профиль пути от точки старта до пункта назначения. Модуль «Формирование плана полета в вертикальной плоскости» состоит из набора процедур. Каждая процедура учитывает информацию навигационной базы данных и базы данных летно-технических характеристик, структура которых унифицирована. В качестве примера в статье рассмотрено формирование плана полета в вертикальной плоскости для маршрута Санкт-Петербург — Гамбург.
Ключевые слова: план полета, пространственная траектория, полет в вертикальной плоскости.
Литература
1. Алкина М.Р., Зайцева Н.А., Калинина И.В., Кузнецов А.Г., Ткачева Т.П. Определение области допустимых изменений начальных условий взлета для заданной схемы вылета. Труды ФГУП «НПЦ АП им. академика Н.А. Пилюгина», №4, 2009.
2. Алкина М.Р., Зайцева Н.А., Калинина И.В., Кузнецов А.Г., Ткачева Т.П. Оценка влияния начальных условий взлета на выполнение заданной схемы вылета. Труды МИЭА «Навигация и управление летательными аппаратами», вып. 1, 2010, с 22-29.

SPECIAL CONSIDERATIONS RELATING TO THE FLIGHT PLAN GENERATION FOR THE 3D TRAJECTORY IMPLEMENTING
M. R. ALKINA, P. E. DANILIN, PhD in Engineering
I. V. KALININA, PhD in Engineering
А. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
The vertical aspects of trajectory generation define the track profile from take-off to the destination point. The «Vertical flight plan generation» module includes a set of procedures. Each procedure uses the information from navigation and the aircraft performance databases with unified structure. The article considers the vertical flight plan generation for the St.-Petersburg – Hamburg route, as an example.
Keywords: flight plan, 3D trajectory, vertical flight.

Статья 8
УДК 629.7.05.07

МОДУЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
К. А. АФЕНКО, к. т. н.,
Н. А. ЗАЙЦЕВА, д. т. н., профессор,
А. Г КУЗНЕЦОВ, к. т. н,
В. Г. ПОТЕХИН, к. т. н.
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

Программная реализация алгоритма комплексной обработки информации (КОИ) построена в виде отдельного унифицированного модуля, структура которого позволяет использовать в качестве основного средства навигации инерциальную систему независимо от уровня технических характеристик. В качестве корректирующего средства может быть использовано любое известное на сегодняшний день. Модуль обеспечивает выполнение следующих функций: непрерывное автоматическое определение текущих координат местоположения; автоматизированную коррекцию текущего местоположения по данным СНС и радиотехнических средств (РТС); расчет текущего и прогнозного значения погрешности определения координат местоположения и т.д. В статье приведен пример оценки точности определения навигационных параметров в режиме КОИ независимо от уровня точностных характеристик основного средства навигации. Исследование проводилось для нескольких маршрутов, расположенных в различных географических регионах, для трех различных трасс.
Ключевые слова: комплексная обработка информации, оценка точности
Литература
1. Кузнецов А.Г., Грошев В.В., Стрелков В.Т. и др. Анализ погрешностей определения выходных навигационных параметров системы ВСС-100. Научно-технический отчет, ОАО МИЭА, 2006.
2. Кузнецов А.Г., Грошев В.В., Стрелков В.Т., Зайцева Н.А. и др. Оценка точности самолетовождения ВСС-100 в условиях зональной навигации P-RNAV. Инв. 6883. Научно-технический отчет, ОАО МИЭА, 2009.
3. Кузнецов А.Г., Грошев В.В., Стрелков В.Т., Зайцева Н.А. Оценка точности самолетовождения ВСС-100 в условиях зональной навигации P-RNAV. Научно-технический отчет. ОАО МИЭА, 2008.
4. Кузнецов А.Г., Касьянов И.Ю., Грошев В.В. и др. Результаты комплексной отработки оборудования пилотажно-навигационного комплекса самолета Ту-204СМ на стенде интеграции. Технический отчет. ОАО МИЭА, 2009.
5. Голованов Н.А., Кузнецов А.Г. и др. Динамическая модель движения навигационных спутников для глобальной навигационной системы. Научно-технический отчет. АООТ МИЭА, 2001.
6. Исследование статистических свойств погрешностей измерений навигационных параметров спутниковых систем по данным летных испытаний систем СНС-2, СНС-3. Научно-технический отчет, МИЭА, 2001.
7. Крюков С.П., Голованов Н.А., Кузнецов А.Г. и др. Исследование статистических свойств погрешностей измерений навигационных параметров спутниковых систем по данным летных испытаний систем СНС-2, СНС-3. ИВУК НТО 02-911-01. Научно-технический отчет. АООТ МИЭА, 2001.
8. Харин Е.Г., Кузнецов А.Г. и др. Анализ результатов летных испытаний аппаратуры спутниковой навигации СНС-3, установленной на летающей лаборатории Ил-76МД №6206. Государственный научный центр ФГУП Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова, АООТ МИЭА, 2000.

THE COMPLEX INFORMATION PROCESSING MODULE
К. А. AFENKO, PhD in Engineering,
N. A. ZAYTSEVA, D.Sc. in Engineering, professor
А. G. KUZNETSOV, PhD in Engineering,
V. G. POTEKHIN, PhD in Engineering,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
The complex information processing (CIP) algorithm software implementation is built as a stand-alone unified module with the architecture, providing the use of inertial system as the basic means of navigation, irrespectively to the performance level. Any currently known aid can be used for updating. The module provides the following functions: continuous automatic positioning; automated current position updating with SNS and radio-technical aids data; current and predicted positioning error computation, etc. The article exemplifies the estimation of navigation performance measurement accuracy in the CIP mode, irrespectively to the accuracy level of the basic means of navigation. The study was conducted for several routes located in various geographical regions, for three different air paths.
Кeywords: complex information processing, measurement accuracy

Статья 9
УДК 621.391.14
О ПОГРЕШНОСТЯХ БИНС, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕСИНХРОННОСТЬЮ ТРАКТОВ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ И ЛИНЕЙНЫХ УСКОРЕНИЙ И ГЕОМЕТРИЕЙ БЛОКА АКСЕЛЕРОМЕТРОВ

С. Е. КУХТЕВИЧ, к. ф.-м. н,
В. Ф. РАФЕЛЬСОН, к. т. н.,
А. В. ФОМИЧЕВ, к. ф.-м. н.,
ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики»
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
Россия, 125319, г. Москва, Авиационный пер., д. 5

В результате стендовых и натурных испытаний систем БИНС-СП-1, БИНС-СП-2 и БИМС-Т выяснилось, что при определенных разворотах БИНС на стенде и эволюциях ЛА появляются существенные навигационные ошибки автономного режима. В статье объясняются механизмы возникновения этих ошибок, приводятся результаты соответствующих экспериментов.
Введение специальных алгоритмов позволяет существенно уменьшить описываемые погрешности, что также иллюстрируется экспериментальными материалами.
Ключевые слова: БИНС, погрешности, акселерометры.
Литература
1. Голован А.А., Парусников Н.А. Математические основы навигационных систем. Часть I.
Математические модели инерциальной навигации/ 2 изд. М.: МГУ, 2010, 126 с.
2. Журавлев В.Ф. Основы теоретической механики. М.: Физматлит, 2001, 320 с.

STRAPDOWN INERTIAL NAVIGATION SYSTEM ERRORS CAUSED BY ASYNCHRONISM OF ANGULAR RATES AND LINEAR ACCELERATIONS MEASUREMENT CHANNELS AND ACCELEROMETER UNIT CONFIGURATION
S. E .KUKHTEVICH, PhD in Physics and Mathematics,
V. F. RAFELSON, PhD in Engineering ,
A. V. FOMICHEV, PhD in Physics and Mathematics,
‘Moscow Institute of Electromechanics and Automatics’ JSC
e-mail: aomiea@aviapribor.ru
5 Aviatzionny Pereulok, Moscow, 125319, Russia
As a result of bench running and full-scale testing of BINS-SP-1, BINS -SP-2 and BIMS-T systems it was found, that there occur essential inertial navigation mode errors at certain turns of strapdown inertial navigation system at the bench and A/C attitude changes. The paper explains the mechanisms of these errors and provides the results of corresponding experiments. Introduction of special algorithms provides a substantial decrease of described errors, which also is illustrated by experimental materials.
Keywords: BINS, errors, accelerometer.